Отличники тоже плачут. Как воспитывать успешного ученика

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
School time
School time

Родители гордятся успехами своих детей, но не всегда до конца осознают, как дорого обходятся эти победы ребёнку. Психологи считают, что отличникам требуются повышенное внимание и забота, а иногда и помощь.

Мама или дрессировщик?
«Каждый день, как в том анекдоте: «Уроки сделаны. Мать охрипла, сын оглох, соседи всё выучили наизусть, собака пересказала!» Но зато мы отличники, – с гордостью говорит Вера Комлева, мама третьеклассника – 9-летнего Антона. – В общем-то, я всем довольна. Но беспокоит, что сын всё чаще бывает раздражительным. Может, это уже переходный возраст даёт о себе знать?»

Екатерину Тихонову, маму 13-летней Маши, волнует другой вопрос: «Гонка вечная, работа, дом, вечером проверить все уроки, позвонить репетиторам, узнать у них, как дела у дочери. Маша у нас отличница, мы для её развития стараемся делать всё возможное. А тут я приболела, была дома две недели и заметила, что Маша подавлена. Чуть что – сразу ударяется в слёзы. Дочь сказала мне, что терпеть не может и школу, и студию танцев, и курсы английского. А учебный год-то только ещё начался. Как избежать таких капризов?»

Практика показывает, что ни сами отличники, ни их родители к школьным психологам не обращаются. Мамы и папы считают колонку пятёрок в табеле успеваемости главным показателем того, что всё в порядке, а дети не всегда и понимают, что им требуется помощь специалиста.

Детские таланты развивают не инвестиции, а заинтересованность. «Дорого – не значит хорошо».

Просто любить непросто
У психологов есть даже специальный термин – «синдром отличника», объединяющий целый ряд комплексов и психологических проблем. Возникая в школьном возрасте, они остаются с человеком и во взрослой жизни.

«Идёт ребёнок в школу. Это уже стресс для детской психики, – говорит психолог Анна Пономаренко. – Но оказывается, что малыш хорошо справляется с нагрузкой, его успехи радуют и учителей, и родителей. И вот тут важно не проглядеть самого ребёнка за оценками. Вы ведь любите не пятёрки, а своего сына или дочь. Приглядитесь, насколько тяжело даются такие результаты ребёнку. Подбодрите его. И главное – дайте ему шанс на четвёрку. Да, ваш малыш должен быть уверен, что его любят не за оценки!»

По наблюдениям психологов, к пятёркам любой ценой стремятся дети, которые хотят «заслужить» любовь родителей. Они уверены, что их могут любить исключительно за что-то, только при выполнении каких-то условий. Во взрослой жизни это будет провоцировать зависимость от друзей и супругов, а любая, даже самая мелкая неудача будет выбивать из колеи и снижать самооценку.

Таким людям, как хлеб, нужна похвала. Они из кожи вон лезут, лишь бы услышать слова одобрения начальника. Нередко в коллективе таких людей недолюбливают.

Первокласснику нижно хорошо спать и полноценно питаться. Сентябрьский стресс. Как помочь ребенку адаптироваться к школе?Подробнее

Не ставьте рамки!
«Конечно, отличник отличнику рознь. Есть гениально одарённые дети, таких единицы. А есть те, кто загнан в угол родителями и учителями, и выход из этого угла ребёнку оставляют один – отличную учёбу, – объясняет Марина Лисина, репетитор по химии. – По-человечески мне таких ребят жаль. Им может легко даваться часть школьных дисциплин, а другие предметы требуют огромных усилий. Но чем больше пятёрок, тем выше общий балл, тем больше шансов попасть именно в тот вуз, о котором мечтаешь. То есть проблема не только в родителях и учителях – дело в самой системе образования. Но в неё не бросил камень только ленивый! Родители как самые заинтересованные люди в том, чтобы дети были здоровы физически и психологически, должны найти для своего чада золотую середину».

По мнению Марины Лисиной, установка на одни пятёрки на корню губит в ребёнке желание по-настоящему узнать предмет.

«Чаще всего отличники зажаты, – считает эксперт. – Я занималась как-то с троечником. Химию он считал нудным и непонятным предметом. Через несколько занятий удалось его заинтересовать, и он начал искать варианты решения простой задачи совершенно неожиданным, неординарным методом! Через год для этого парня химия стала любимым предметом. Понимая, что на химфак с таким количеством троек в аттестате поступить будет трудно, он самостоятельно начал «подтягивать» и другие дисциплины. Боязнь получить не пятёрку лишает ребёнка возможности искать свой путь решения задачи. Поэтому не надо настаивать именно на оценке «отлично», этим вы загоняете ребёнка в рамки и лишаете творческой активности».

По мнению Анны Пономаренко, в первую очередь важно уметь «слышать» своего ребёнка.

«Но отличные оценки – далеко не всегда повод бить тревогу и бежать к психологу, – считает психолог. – Если школьник учится на пятёрки не из страха и не за вознаграждение, а потому что ему интересно узнавать новое, то просто поддерживайте с ним доверительные отношения. В случае излишнего перенапряжения вы просто поможете ребёнку сделать паузу. Доводить школьника до стресса нельзя, потому что стресс может провоцировать различные заболевания. В результате, кроме психолога, ребёнку понадобится ещё и врач. Надо уважать и любить детей не только за пятёрки. И тогда ваш ребёнок сможет достичь многого, и главное – он будет счастлив».

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.