Разбираемся с платежами в ЖЭК и УК

ЭКСПЕРТИЗА

11111

Оплачивая очередную квитанцию за коммуналку, можно заметить, что в прошлом месяце оплата была меньше, а какого-либо ремонта, оправдывающего удорожание ЖКУ, не наблюдалось. Откуда появляются дополнительные суммы и кто за это отвечает?

ЖЭК или УК?
Более 10 лет назад государство приняло решение передать содержание домов в частные руки: после принятия нового жилищного кодекса, начиная с 2005 года, благодаря соответствующим поправкам жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭКи) прекратили свое существование, и на смену им пришли управляющие компании (УК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ).

По своим задачам учреждения прошлого и настоящего практически не отличаются: и те, и другие отвечают за обеспечение жителей коммунальными услугами, а также содержание общих помещений. Различие состоит лишь в статусе организаций. Фактически ЖЭКов в России не осталось, но граждане и сегодня по привычке продолжают использовать в обиходе этот термин, хоть юридически он и устарел.

Из чего складывается оплата
Итоговая сумма к оплате зависит от количества полученных услуг, их размера и стоимости. Все услуги, которые гражданам предоставляет любая УК, можно разделить на 2 группы: коммунальные услуги по обслуживанию отдельных квартир и услуги по содержанию общего имущества владельцев дома.

К первой группе относятся:
– Горячее и холодное водоснабжение;
– Газоснабжение;
– Электроэнергия;
– Водоотведение и канализация;
– Отопление.
То есть это услуги, которые рассчитываются по индивидуальным счетчикам или исходя из размеров квартиры и т.д.

Во второй группе находятся:
– Ремонт подъездных помещений;
– Уборка и облагораживание придомовых площадей;
– Вывоз мусора;
– Освещение, отопление, уборка подъезда;
– Оплата услуг консьержа, домофона, лифта и др.
Здесь можно увидеть работы по обслуживанию помещений общего пользования. Размер платы за содержание дома устанавливается жильцами самостоятельно: на общем собрании собственников жилья или органами управления ТСЖ. Но на деле мало кто проявляет активность в этом вопросе, и поэтому за собственников расценки определяют органы местного самоуправления, или УК вовсе навязывают свои предложения.

Как рассчитывается сумма
Все услуги рассчитываются исходя из произведения тарифа и потребления. Тарифы устанавливаются властями, а потребление может рассчитываться двумя способами. Если имеются счетчики — то его размер соответствует их показателям. Сегодня граждане могут поставить счетчики для учета использованной воды, газа, электричества и, что пока непопулярно, тепла. Особенно выгодно ставить счетчики, если в квартире никто не проживает — так не придется платить по нормативам, а значит, собственники будут освобождены от некоторых видов квартплаты. Однако за общедомовые нужды платить все равно придется.

В остальных случаях для расчета берут нормативные показатели или данные с общедомовых счетчиков. На нормы потребления оказывают влияние следующие факторы: количество жильцов в помещении, его площадь и наличие особых энергоемких приборов, например, водонагревателей.

Что делать, если УК обманывает
Если закралось подозрение о том, что квартплата завышена, в первую очередь необходимо отправиться за разъяснениями в УК. Такие организации обязаны раскрывать всю информацию, касающуюся обслуживания домов: тарифы, акты выполненных работ, сметы, расчеты. Когда работники отказываются предоставлять эти сведения, стоит написать жалобу на имя начальства, возможно, дело в самих кадрах. Ответ должны дать в течение 10 дней, но если этого не произошло — составляйте жалобу в Жилищную инспекцию.

Предположим, сведения и разъяснения вы получили, но оказалось, что:
– В расчетах имеется ошибка (указаны цифры не с ваших счетчиков);
– Вы не проживали какой-либо отрезок времени в квартире и можете это подтвердить документально (командировка, госпитализация);
– Среди добросовестных жителей распределили долги неплательщиков;
– Имеющиеся на бумаги услуги фактически не осуществлялись (например, призрак-консьерж);
– Предоставлены услуги плохого качества или в неполном объеме (после ремонта краска на стенах потрескалась через неделю).

В любой из этих ситуаций жильцы могут запросить перерасчет платежа на основе письменного заявления и подтверждающих документов. Компании, которым не нужны проблемы, не будут препятствовать этой процедуре.

Однако если УК не в первый раз заставляет платить за несуществующие услуги или постоянно предоставляет их в ненадлежащем качестве, то лучше обратиться в суд, Жилищную инспекцию или Роспотребнадзор для разбирательства с нерадивыми предпринимателями, а после сменить управляющую компанию.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.