«Время без креста»: славление, посевание, народные гуляния в Набережных Челнах

Новости Закамья

«Святые» и «страшные» вечера
Святки отмечались по всей России. Особенно яркими и веселыми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. Святки отмечались обычно в вечернее и ночное время: дневное время отводилось для повседневной работы, и лишь с наступлением темноты крестьяне откладывали дела и принимали участие в развлечениях, совершали различного рода обряды. Запрет на вечернюю работу касался всех, его нарушителям выказывалось неодобрение всем деревенским обществом. Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду — скот ослепнет.

08.01.2009.-Russia.Novgorod. Christmastide - the festival season from Christmas Eve till after New Year's Day. Festival devoted to Christmastide in Novgorod the Great is usually held near the Vitoslavlitsy Museum of Wooden Architecture.
08.01.2009.-Russia.Novgorod. 

Традиционно Святки делились на две части – «святые вечера» (от Рождества до Васильева вечера) и «страшные вечера» (с ночи под Новый год (14 января) и до Крещения Господня). Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем «без креста», то есть временем, когда только что родившийся Иисус еще не был крещен, особый разгул нечистой силы связывался именно со «страшными вечерами», что отразилось в соответствующем названии. По народной легенде, «в эти страшные вечера … Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот, черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали, на погибель человеческого рода, бесчисленное множество развлечений, которым с таким азартом предается легкомысленная молодежь».
Верили, что в это время на земле появлялись души умерших, а нечисть становилась особенно опасной, так как в период безвременья граница между миром людей и враждебным им миром нечистой силы была размыта. Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, запретами, гаданиями. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» — умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы.

Святки по-челнински
В челнинском Парке Победы традиционно состоялись Рождественские гуляния. Они были наполнены праздничной программой: концертные номера, рождественские гадания и конкурсы. В ледовом городке работали интерактивные площадки с традиционными русскими играми для самых ловких. Никого не оставили равнодушными «Валенки шоу». Каждый участник мог продемонстрировать не только свои валенки: и простые, и вышитые, и подшитые, – но и принять участие в танцевальном марафоне.

IMG-20180107-WA0003

Марафон святочных гуляний продолжится на городской площади Азатлык 13 января, где состоится праздничное мероприятие под названием «Здравствуй, Старый Новый год!». Концертная программа начнется в 16:00 и продлится до 19:00. Развлекать челнинцев будут Дед Мороз, Снегурочка, Кыш Бабай и Кар Кызы. Жители города смогут принять участие в новогодних конкурсах и играх. В этот день прозвучат «Старые песни о главном» в исполнении лучших артистов города и гостей из Казани. Ретро–шоу пройдет с участием танцевальных коллективов города и республики. Дед Мороз и Снегурочка простятся с гостеприимными челнинцами до следующего Нового года. Будут работать костюмированные аниматоры, огненное шоу «Магия огня»; перфоманс–театр «Мамык»; концертная площадка «Твой формат»; литературный сквер; мастерская «Сказка в пути». «Әкият» представит спектакль с новогодним сюжетом, магией, загадками и весельем. На площадке «Дог-шоу» планируют организовать выставку «Собака – друг человека». Будет работать фотозона.

Ну и завершится святочный марафон крещенскими купаниями. Ожидается, что желающих окунуться будет порядка четырех тысяч челнинцев. В черте города будут два места для купания в ночь на 19 января. Самая большая купель на 3000 человек, будет в поселке ЗЯБ, на реке Мелекеска возле Храма Серафима Саровского. Другую купель, на 1000 человек, организуют на роднике Боровецкий (рядом с церковью). Еще две проруби подготовят в Тукаевском районе: в селах Белоус и Новотроицке.

Святочные обряды: славление, посевание, «мясоед», водосвятие
В первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. С этой же целью в рождественский сочельник или рано утром в Рождество и в день Нового года по деревне ходили колядовщики и исполняли поздравительные песни хозяевам домов, за что вознаграждались обильным угощением.

08.01.2009.-Russia.Novgorod. Christmastide - the festival season from Christmas Eve till after New Year's Day. Festival devoted to Christmastide in Novgorod the Great is usually held near the Vitoslavlitsy Museum of Wooden Architecture.
08.01.2009.-Russia.Novgorod. 

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.
Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Конкретным шагом к такому важному жизненному событию, как свадьба, являлся обычай зимних «смотрин невест», проходивших в разных местностях в сроки, близкие к Святкам – чуть раньше или чуть позже, – но чаще всего в последний день святочного периода – в Крещение Господне, после которого наступал «мясоед» – время свадеб.
В Крещение Господне, завершающее святочные «страшные» вечера, совершалось великое водосвятие. Крестьяне использовали святую воду для очищения всех хозяйственных и жилых построек, а также мылись ею сами, окропляли домочадцев и скотину для здоровья и благополучия.

Fortune-telling at Christmas

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.